Хохлома

Программа "Галилео" представляет аэрохохлографию:)

Хохлома - это старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Нижегородской губернии.

Традиционный хохломской орнамент - это, как правило, сочные красивые ягодки какой-нибудь рябины, лепесточки, иногда встречается клубника с львами, тиграми. Но! Это всё банально друзья! Хочется чего-нибудь интересного. А что, если взять хохломской узор, да намалевать его на автомобиль. Получится не аэрография, а аэрохохлография, которой мы сейчас с Вами и займемся.

Совместить современное искусство и народный промысел задача интересная. Программа "Галилео" уже создавала графитти в стиле "гжель". Ну, а сегодня мы попробуем расписать автомобиль под хохлому.

Но тут есть "заковыка". Традиционный процесс хохломской росписи очень сложен. На ярких боках этой деревянной посуды больше слоев грунтовки, краски и лака, чем шелухи на луковице и это еще не все. Оказалось, что для создания золотых узоров не используют ни грамма позолоты. В чём же секрет мастеров хохломы. И как нам использовать их опыт для украшения машин. Давайте решать эти задачи шаг за шагом.

Фабрика в городе Семёнове одно из немногих мест, где продолжают традиции удивительного промысла. Значит, нам туда дорога. А почему не в село Хохлому?! Оказывается в Хохломе раскрашивать посуду отродясь не умели. Там лишь её продавали. Так торговое село подарило свое имя художественному промыслу. Так что, мы приехали по адресу.

Работа над хохломой начинается с больших деревянных чурбанов-кряжей. Механическим топором их раскалывают на чурки меньшего размера. Заготовки закрепляют в деревообрабатывающем станке и раз превращают в гладки цилиндры. На фабрике их складывают в огромные поленницы. Подходи и выбирай болванку какая придется по душе. А когда выберешь, опять отдай ее столяру. Мастер зажмёт опять деревяшку в станке и сделает из неё "бельё". Нет, не простыню или наволочку. На фабрике "бельём" называют неокрашенную деревянную посуду. После месяца просушки при комнатной температуре ее отправляют в печь. Неужели они топят тарелками и горшками. Нет, здесь из дерева выходит последняя влага. Затем, деревянное "белье" шлифуют наждачной бумагой, так, чтобы "комар носа не подточил". Интересно, а с машиной все это тоже придется повторить. Посмотрим.

Украшать под старину будут прямо на Московском Садовом в салоне аэрографии. Парни вымыли автомобиль и принялись за работу. Сперва они снимут все детали, на которые не должна попасть краска. Узор покроет капот и крыло. Ну, а чтобы не испачкать краской другие элементы кузова их края закрывают липкой монтажной лентой. Теперь внимание, как и деревянные хохломские чашки капот машины шлифуют наждачкой. Так на автомобильный лак наносят мириады мельчайших царапин. Благодаря им рисунок будет держаться крепче. Автомобиль почти готов к росписи.

А вот на Семеновской фабрике только приступают к шпаклевке "белья". Его покрывают вапой. Так называют жидкую смесь глины и масла. Эту грунтовку втирают в стены кувшинов и тарелок. Затем их опять отправляют в сушильную печь. Подозрительно. Может мастера пытаются обмануть покупателей и выдать деревянную посуду за глиняную. Грунтовка нужна, чтобы закрыть поры в древесине. После сушки шпаклевку выравнивают наждачной бумагой. Затем заготовки снова обмазывают вапой. Теперь изделия не будут впитывать влагу из воздуха. Хохломская посуда прослужит долго и не потрескается. Но где же узор. Сначала изделия необходимо покрыть олифой. От этой операции будет зависеть качество посуды и прочность росписи. Поэтому такую процедуру проводят исключительно вручную. За день наносят 2-3 слоя. Каждый из которых сушат около 3 часов. Последний слой требует особого внимания. Его следует сушить ровно столько, чтобы он не пачкал руки, но при этом оставался липким. А затем посуду, нет, всё ещё не расписывают. Её лудят, то есть покрывают металлическим порошком. В старину его делали из олова, а сегодня используют алюминий. Благодаря тому, что последний слой олифы остался липким, пудра в него втирается легко. Итак, хохломская утварь сменила деревянный облик сперва на псевдоглиняный, а теперь и на ложносеребрянный, но и это превращение не последнее.

А как обстоят дела с нашей машиной. Конопатый автомобиль не нужен никому. Поэтому его целиком заворачивают в целофановую пленку. Открытыми останутся только места под покраску. Их нужно протереть очищающим раствором. Эта жидкость обезжирит поверхность и смоет загрязнения, оставшиеся от шлифовки. Теперь можно начинать работу с аэрографом. По сути это пульверизатор - распылитель жидкости, в нашем случае краски.

Кстати, в начале 19 века этот прибор использовали для раскрашивания черно-белых фотографий и только 50 лет назад с его помощью стали украшать гоночные автомобили.

Подачу воздуха запускает нажатие на рычажок - триггер. Если его оттянуть назад, то игла перестанет закрывать дюзу - сопло прибора. Туда хлынет краска, которую распылит воздушная струя. От диаметра дюза аэрографа зависит ширина и интенсивность линий.

А мастера хохломы, по старинке, пользуются кисточками из беличьих хвостов. Кистью можно рисовать и толстые, и тонкие линии. Достаточно лишь изменить силу нажима. А вот еще один инструмент художника - тычок. Ими рисуют, а точнее штампуют небольшие ягодки - цветы. Различают два вида росписи. При верховом способе письма краской изображают сам орнамент - получается цветной рисунок на серебряной подложке. Письмо под фон, наоборот, представлено блестящими узорами на красном или черном поле. Здесь краской намечают контуры рисунка: наносят тонкие внутренние штрихи, а также заполняют пространство между изображениями.

А какой из двух способов выберет художник-аэрографист Николай Михайлов. Ситуация у парня патовая. Машина изначально красного цвета. Значит узоры на ней должны быть блестящими как при фоновой росписи, но листочки и цветочки придется наносить краской как при верховом способе. Как не крути, а соблюсти все правила не выйдет и кто только их придумал.

На этот счёт есть красивая легенда. Будто жил в 17 веке иконописец Андрей Ласкут. Он бежал из столицы недовольный реформами патриарха Никона. Тогда патриарх послал солдат вернуть иконописца. Но Андрей не подчинился - сжег себя в избе, рассыпался искрами. Якобы об этом и напоминают яркие узоры хохломы.

Но вернемся к сегодняшним хохломским художникам, а точнее, художницам. Ведь в цеху росписи работают одни женщины. Про их продукцию можно смело сказать - сделано на коленке. Мастерицы не обидятся. Ведь они действительно раскрашивают посуду надев её  на колено. Именно такая поза помогает надежно зафиксировать изделие. Финальный аккорд хохломской симфонии - отводка края. Здесь не нужны ни кисть, ни тычок. Достаточно кусочка паралона смоченного в краске.

Николай тоже завершает работу. Осталось только прорисовать контуры орнамента. Вот уже узнаваемый узор сияет золотом на капоте.

Кстати, а почему посуда на фабрике ещё не обзавелась фирменной позолотой, а это и есть главная хитрость хохломской росписи. Расписанную утварь покроют лаком. Он будет защищать масляные краски от стирания. Но главное его медовый оттенок поменяет серебристый блеск алюминия на золотой. В конце концов, тарелки залакируют ещё 2-3 раза, но уже прозрачным лаком.

Экспериментальный автомобиль тоже покрывают прозрачным лаком. Так матовые поверхности капота и крыла обретут глянец. После этого машина проведет сутки в сушильной камере при температуре 60 градусов. Осталось только вернуть на место все детали. Готово.

Программе "Галилео" уже второй раз удалось воссоздать традиционный узор на нетрадиционном носителе. Однако, назвать эту машину  изделием народного промысла язык не поворачивается. Ведь сегодня мы выяснили, что роспись под хохлому и хохломская роспись вещи разные. В первом случае это лишь стиль рисунка, а во втором - целая технология.

Следуя логике наших сюжетов в одном из следующих выпусков мы сделаем оренбургский пуховый планшетник.





СТАТЬ МАСТЕРОМ АЭРОГРАФИИ

"Узнай Как Стать Мастером Аэрографии"

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Вы узнаете как правильно работать аэрографом

Вы узнаете как обращаться с краской аэрографа

Вы узнаете о важном приеме и будете уверены в себе при работе

Вы Узнаете Тонкости Работы С Аэрографом

Вы Узнаете Что Такое ЭФФЕКТ ДОЖДЕВЫХ КАПЕЛЬ

Вы Узнаете Как Правильно Чистить Аэрограф После Работы

Вы Узнаете Как Избежать Неприятностей В Ремонте

И МНОГО ДРУГИХ ПРОСТО НЕОБХОДИМЫХ ФИШЕК...В РАБОТЕ



Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.


Оставить комментарий